Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В 2017 году наш детский сад участвовал в программе «Доступная среда».

Благодаря программе мы сумели приобрести:

Новое офтальмологическое оборудование, предназначенное для реабилитации детей с нарушениями зрения:

- аппарат Синоптофор - для диагностики и лечения косоглазия;

- аппарат «Ручеек» - для тренировки аккомодации и глазодвигательных функций;

- аппарат «Амо-Атос» - для магнитотерапии и фотостимуляции;

- аппарат «Витазор» - для лазерной стимуляции функции зрения;

- лазерный аппарат Спекл-М – офтальмотерапевтический;

- аппарат «Световое перо» для тренировки координации движения глаз-рука.

Для работы врача-окулиста:

- набор пробных линз и призм (258 предметов и универсальная оправа);

- офтальмоскоп зеркальный;

- таблицы остроты зрения Орловой (картинки), Сивцевой-Орловой.

В дошкольном учреждении функционируют пять комбинированных групп, которые посещают дети с нарушением зрения и дети-инвалиды.

Работа специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в МБДОУ №41 «Ивушка» г.Калуги направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

Включение ребенка в программу коррекционно-развивающей работы осуществляется на основе заключения территориальной психолого-медико- педагогической комиссии МБУ «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия» города Калуги.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой, разработанной на основе Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования с последующим созданием индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Данную работу в МБДОУ осуществляют педагоги, педагог-психолог, учителя-дефектологи и учитель-логопед, которые проводят психолого-педагогическое обследование, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, а также мониторинг динамики их развития. Медсестра-ортоптистка, врач-офтальмолог ежедневно проводят аппаратную коррекцию зрения по назначению врача-офтальмолога.

Информация о воспитательных мероприятиях с участием обучающихся с ОВЗ.

Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ - создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОО являются:

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;

налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими, в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

При организации воспитательной работы педагоги учитывают следующие направления:

-воспитание в процессе обучения;

-работа с детьми, имеющими девиантное поведение;

-индивидуально-групповые занятия со специалистами.

Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятия

Описание

Социально-коммуникативной направленности:

- экскурсии в библиотеку, в плавательный бассейн «Дельфин»;

- квест – игры

Усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества. Позитивная социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Познавательной и речевой направленности:

- театрализованная деятельность – драматизация сказок

Развитие познавательной активности и интересов воспитанников с ОВЗ, развитие речи как способа познания мира и формирование способов умственной деятельности.

Физической направленности:

- спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная спортивная семья!»;

- досуг «Путешествие в страну Здоровья»

Сплочение детей и родителей. Развитие двигательной активности, укрепление здоровья, интереса к физической культуре.

Художественно-эстетической направленности:

- выставка поделок и рисунков «Дары природы»;

- тематическая выставка «Доброта спасет мир», посвященная Дню инвалидов;

- досуги «Мамин день», «День семьи», «День отца»

Раскрытие творческого потенциала и выявление творческих способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Воспитание эстетических чувств.

Кабинет охраны зрения (фото) (скачать)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В нашем учреждении появилась компьютерная комната для детей. В ней есть интерактивный комплекс (интерактивная доска, ноутбук, видеопроектор), планшеты.

Для занятий с детьми на интерактивной доске были установлены:Хочу такой сайт

программно-дидактический комплекс «Мерсибо Плюс» и программно-дидактический комплекс «Логомер».

Закуплены 2 ноутбука: для учителя-логопеда, учителя-дефектолога и микрофон для индивидуальных занятий с детьми.

Благодаря программе «Доступная среда» в нашем детском саду появилась современная сенсорная комната, оборудованная для реабилитации детей с нарушением зрения и детей с ОВЗ:

- Пузырьковая колонна;

- Угловой фибероптический занавес;

- Интерактивный панель «Бесконечный туннель»;

- Светозвуковой стол для рисования песком;

- Тактильно-акустическая панель и тактильно-обучающая панель;

- 3 пуфа;

- Тактильная дорожка;

- Маты настенный и напольный.

Приобретен комплект оборудования системы «Рулисен» предназначенный для занятий с детьми с ОВЗ. Портативная система «Рулисен» беспроводными наушниками для индивидуального или группового использования (до 4одновременно) с 5 программами.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для организации образовательной деятельности используется все пространство учреждения: групповые комнаты, музыкальный, физкультурный залы, сенсорная комната, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

При проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми специалисты ДОУ пользуютсярельефными книгами серии "Волшебный карандаш". Они удивительны по своему содержанию, красочны, привлекают внимание детей, «зовущие» проявлять интерес к книге, который в последнее время в эпоху компьютеризации уходит.

Эти книги развивают мелкую моторику, направлены на сенсорное развитие в интересной для ребенка игровой форме.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ имеется физкультурный зал, в котором размещено оборудование для проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, специальные технические средства обучения (скачать)

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Главный вход в здание имеет навес, домофон.Установлены перила в переходе между зданиями по архитектурной доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья (патологией зрения). В ДОО имеются ходунки для детей-инвалидов.

Специальные условия питания

Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников ДОО (4-х разовое по 10-дневному меню) – сбалансированное, разнообразное. Суточная калорийность основного меню для детей от 1,6 до 3 лет составляет 1 430 ккал, для детей от 3 до 7 лет - 1 800 ккал. Прием продуктов осуществляется с обязательными сопроводительными документами.

Помимо основного (организованного) меню в ДОО организовано индивидуальное меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании.

Для организации индивидуального питания ребенка родителю (законному представителю) необходимо обратиться к руководителю дошкольного учреждения с заявлением о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья, предоставив документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания.

Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в детском саду педагоги информируют родителей об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в раздевальной комнате. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции.

В учреждении организован питьевой режим, условие ее хранения не более 3-х часов и утверждён график смены кипяченой питьевой воды по часам.

Специальные условия охраны здоровья

Наше дошкольное учреждение посещают дети с патологией зрения (с амблиопией и косоглазием). Одним из преимуществ лечения амблиопии и косоглазия в специализированных группах является то, что ребёнок окружён воспитателями и специалистами. Которые осуществляют не только постоянный контроль над выполнением назначений врача, но и поддерживают интерес ребёнка к лечению, создают условия, при которых дети живут в мире игр, звуков, цвета, соприкасаются с искусством. Поэтому наши дети не видят ничего необычного в ношении очков и окклюдоров.

Решение лечебных задач осуществляется путем тщательного подобранной врачом-окулистом очковой коррекции и аппаратным лечением.

Наши воспитанники должны носить очки постоянно, снимать очки можно только перед процедурой умывания и перед сном.

Принципы организации работы:

  1. Принцип дифференцированного подхода
  2. Принцип единства педагога и ребёнка
  3. Принцип сочетания педагогического и лечебного воздействия.

Важное условий для реализации данной работы:

  1. Соблюдение офтальмо-гигиенического режима.

Офтальмо-гигиенический режим.

1. Ограничение длительности занятий, связанных с напряжением глаза.

2. Необходимо проводить зрительную и физкультурную паузы. Физкультминутки для глаз позволяют:

• снять напряжение с глазных мышц;

• повысить работоспособность;

• восстановить работоспособность головного мозга;

• сконцентрировать внимание.

3. Правильная посадка. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребёнку следует найти, место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз, т.е. при разных зрительных возможностях ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру.

4. Определенныетребованияпредъявляютсяк материалам и пособиям.

5. Особенности демонстрации материала на занятии.

Особенности демонстрации материала на занятиях.

  1. Доступность по возрасту;
  2. Соответствие изображаемых предметов по размеру друг другу;

3. Постоянное использование указки для показа;

4. Ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (окклюзия на правом глазу – слева, на левом глазу – справа);

5. Педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

6. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз, для некоторых детей необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.

При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета: помидор - красный, огурец-зеленый, репка-желтая и т.д. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает, из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия "прошлого опыта".

Показывая дидактический материал, наглядные средства, педагог должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта и указку.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ № 41 "Ивушка" г.Калуги имеет доступ к информационным системам сети Интернет ПАО "Ростелеком" (4 компьютера, 2 ноутбука)

Воспитанники являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении имеются электронные образовательные ресурсы - программно-дидактические комплексы "Мерсибо Плюс", "Логомер 2" для проведения учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателями коррекционных занятий с детьми с использованием интерактивной доски; планшеты.

Компьютер в методическом кабинете (2 шт.) имеет доступ к информационно — коммуникационной сети «Интернет», что позволяет педагогам быстро находить необходимый материал для организации разных видов детской деятельности.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Средства обучения и воспитания, специальные технические средства обучения (скачать)

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежития и интерната в учреждении нет.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Нет жилых помещений, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».