Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В 2017 году наш детский сад участвовал в программе «Доступная среда».
Благодаря программе мы сумели приобрести:
Новое офтальмологическое оборудование, предназначенное для реабилитации
детей с нарушениями зрения:
- аппарат Синоптофор - для диагностики и лечения косоглазия;
- аппарат «Ручеек» - для тренировки аккомодации и глазодвигательных
функций;
- аппарат «Амо-Атос» - для магнитотерапии и фотостимуляции;
- аппарат «Витазор» - для лазерной стимуляции функции зрения;
- лазерный аппарат Спекл-М – офтальмотерапевтический;
- аппарат «Световое перо» для тренировки координации движения глаз-рука.
Для работы врача-окулиста:
- набор пробных линз и призм (258 предметов и универсальная оправа);
- офтальмоскоп зеркальный;
- таблицы остроты зрения Орловой (картинки), Сивцевой-Орловой.
В дошкольном учреждении функционируют пять комбинированных групп, которые посещают
дети с нарушением зрения и дети-инвалиды.
Работа специалистов психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в МБДОУ
№41 «Ивушка» г.Калуги направлено на обеспечение коррекции
нарушений развития у различных категорий детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание
им квалифицированной помощи в освоении
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной
адаптации.
Включение
ребенка в программу коррекционно-развивающей работы осуществляется на основе заключения территориальной психолого-медико- педагогической
комиссии МБУ «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия»
города Калуги.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в соответствии
с адаптированной образовательной программой, разработанной на основе Федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования с
последующим созданием индивидуального
образовательного маршрута дошкольника. Данную работу в МБДОУ осуществляют педагоги, педагог-психолог, учителя-дефектологи и учитель-логопед, которые проводят психолого-педагогическое обследование, индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия, а также мониторинг динамики их развития.
Медсестра-ортоптистка, врач-офтальмолог
ежедневно проводят аппаратную коррекцию зрения по назначению врача-офтальмолога.
Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ - создание специального реабилитационного
пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными
возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Задачами
воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОО являются:
–
формирование общей культуры личности
детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка;
–
формирование доброжелательного отношения
к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
–
обеспечение психолого-педагогической поддержки семье
ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня
педагогической компетентности родителей;
–
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими, в целях их успешной
адаптации и интеграции в общество;
–
взаимодействие с семьей для обеспечения
полноценного развития детей с ОВЗ;
–
охрана
и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
–
объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.
При
организации воспитательной работы педагоги учитывают следующие
направления:
-воспитание в
процессе обучения;
-работа с детьми,
имеющими девиантное поведение;
-индивидуально-групповые
занятия со специалистами.
Данная работа
способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Мероприятия |
Описание |
Социально-коммуникативной
направленности: -
экскурсии в библиотеку, в плавательный бассейн «Дельфин»; -
квест – игры |
Усвоение
знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным
членом общества. Позитивная социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ,
приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. |
Познавательной
и речевой направленности: -
театрализованная деятельность – драматизация сказок |
Развитие
познавательной активности и интересов воспитанников с ОВЗ, развитие речи как
способа познания мира и формирование способов умственной деятельности. |
Физической
направленности: -
спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная спортивная семья!»; -
досуг «Путешествие в страну Здоровья» |
Сплочение
детей и родителей. Развитие двигательной активности, укрепление здоровья,
интереса к физической культуре. |
Художественно-эстетической
направленности: -
выставка поделок и рисунков «Дары природы»; -
тематическая выставка «Доброта спасет мир», посвященная Дню инвалидов; -
досуги «Мамин день», «День семьи», «День отца» |
Раскрытие
творческого потенциала и выявление творческих способностей детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Воспитание эстетических чувств. |
Специально оборудованные учебные кабинеты
В нашем учреждении появилась компьютерная комната для детей. В ней
есть интерактивный комплекс (интерактивная доска, ноутбук, видеопроектор),
планшеты.
Для занятий с детьми на интерактивной доске были установлены:
программно-дидактический комплекс «Мерсибо Плюс» и
программно-дидактический комплекс «Логомер».
Закуплены 2 ноутбука: для учителя-логопеда, учителя-дефектолога и
микрофон для индивидуальных занятий с детьми.
Благодаря программе «Доступная среда» в нашем детском саду появилась
современная сенсорная комната, оборудованная для реабилитации детей с
нарушением зрения и детей с ОВЗ:
- Пузырьковая колонна;
- Угловой фибероптический занавес;
- Интерактивный панель «Бесконечный туннель»;
- Светозвуковой стол для рисования песком;
- Тактильно-акустическая панель и тактильно-обучающая панель;
- 3 пуфа;
- Тактильная дорожка;
- Маты настенный и напольный.
Приобретен комплект оборудования
системы «Рулисен» предназначенный для занятий с детьми с ОВЗ. Портативная
система «Рулисен» беспроводными наушниками для индивидуального или группового
использования (до 4одновременно) с 5 программами.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности используется все пространство учреждения: групповые комнаты, музыкальный, физкультурный залы, сенсорная комната, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми специалисты ДОУ пользуютсярельефными книгами серии "Волшебный карандаш". Они удивительны по своему содержанию, красочны, привлекают внимание детей,
«зовущие» проявлять интерес к книге, который в последнее время в эпоху
компьютеризации уходит.
Эти книги развивают мелкую моторику, направлены на сенсорное
развитие в интересной для ребенка игровой форме.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеется физкультурный зал, в котором размещено оборудование для проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Главный вход в здание имеет навес, домофон.Установлены перила в переходе между зданиями по архитектурной доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья (патологией зрения). В ДОО имеются ходунки для детей-инвалидов.
Специальные условия питания
Для успешного осуществления
здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников ДОО
(4-х разовое по 10-дневному меню) – сбалансированное, разнообразное. Суточная
калорийность основного меню для детей от 1,6 до 3 лет составляет 1 430 ккал, для
детей от 3 до 7 лет - 1 800 ккал. Прием продуктов осуществляется с
обязательными сопроводительными документами.
Помимо основного
(организованного) меню в ДОО организовано индивидуальное меню для детей,
нуждающихся в лечебном и диетическом питании.
Для организации индивидуального питания ребенка родителю (законному представителю) необходимо обратиться к руководителю дошкольного учреждения с заявлением о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья, предоставив документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания.
Для обеспечения разнообразного
и полноценного питания детей в детском саду педагоги информируют родителей об
ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в раздевальной комнате.
В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции.
В учреждении организован
питьевой режим, условие ее хранения не более 3-х часов и утверждён график смены
кипяченой питьевой воды по часам.
Специальные условия охраны здоровья
Наше
дошкольное учреждение посещают дети с патологией зрения (с амблиопией и
косоглазием). Одним из преимуществ лечения амблиопии и косоглазия в
специализированных группах является то, что ребёнок окружён воспитателями и
специалистами. Которые осуществляют не только постоянный контроль над
выполнением назначений врача, но и поддерживают интерес ребёнка к лечению,
создают условия, при которых дети живут в мире игр, звуков, цвета,
соприкасаются с искусством. Поэтому наши дети не видят ничего необычного в
ношении очков и окклюдоров.
Решение лечебных задач осуществляется
путем тщательного подобранной врачом-окулистом очковой коррекции и аппаратным
лечением.
Наши воспитанники должны носить очки
постоянно, снимать очки можно только перед процедурой умывания и перед сном.
Принципы организации работы:
- Принцип дифференцированного подхода
- Принцип единства педагога и ребёнка
- Принцип сочетания педагогического и лечебного воздействия.
Важное условий
для реализации данной работы:
- Соблюдение офтальмо-гигиенического режима.
Офтальмо-гигиенический режим.
1. Ограничение
длительности занятий, связанных с напряжением глаза.
2. Необходимо проводить
зрительную и физкультурную паузы. Физкультминутки для глаз позволяют:
• снять напряжение с
глазных мышц;
• повысить
работоспособность;
• восстановить
работоспособность головного мозга;
• сконцентрировать
внимание.
3. Правильная посадка. При
светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего
попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места.
При сходящемся косоглазии ребёнку следует найти, место в центре. При разной
остроте зрения обоих глаз, т.е. при разных зрительных возможностях ребенка
сажают лучше видящим глазом ближе к центру.
4.
Определенныетребованияпредъявляютсяк материалам и пособиям.
5. Особенности демонстрации материала на
занятии.
Особенности
демонстрации материала на занятиях.
- Доступность по возрасту;
- Соответствие изображаемых предметов по размеру
друг другу;
3.
Постоянное использование указки для показа;
4. Ребенок при показе объекта находится у доски
со стороны открытого глаза (окклюзия на
правом глазу – слева, на левом глазу – справа);
5. Педагог находится у доски справа,
обязательно лицом к детям;
6. Материал для демонстрации предъявляется не
далее 1 м от глаз, для некоторых детей необходим дополнительный индивидуальный
показ предмета.
При демонстрации цветных
изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать
яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета: помидор - красный,
огурец-зеленый, репка-желтая и т.д. Особенно это важно на начальных этапах
работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает, из-за отсутствия
эталона предъявляемого объекта, отсутствия "прошлого опыта".
Показывая дидактический
материал, наглядные средства, педагог должен учитывать не только его размеры и
цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать
контур для того или иного объекта и указку.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ № 41 "Ивушка" г.Калуги имеет доступ к информационным системам сети Интернет ПАО "Ростелеком" (4 компьютера, 2 ноутбука)
Воспитанники являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеются электронные образовательные ресурсы - программно-дидактические комплексы "Мерсибо Плюс", "Логомер 2" для проведения учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателями коррекционных занятий с детьми с использованием интерактивной доски; планшеты.
Компьютер в методическом кабинете (2 шт.) имеет доступ к информационно — коммуникационной сети «Интернет», что позволяет педагогам быстро находить необходимый материал для организации разных видов детской деятельности.