Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 41 «Ивушка» города Калуги (МБДОУ №41 «Ивушка» г.Калуги) УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ №41 «Ивушка» г.Калуги от 31 августа 2021 г. № 181 ПРИНЯТО педагогическим советом МБДОУ №41 «Ивушка» г.Калуги (протокол от 31 августа 2021 г. № 1) СОГЛАСОВАНО с Советом родителей МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги (протокол от 31 августа 2021 г. № 1) Положение об индивидуальном учебном плане г. Калуга 2021 год I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об индивидуальном учебном плане в ДОУ разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.34, п.3) с изменениями от 2 июля 2021 года, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным Приказом Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013г. с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» и Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Данное Положение об индивидуальном учебном плане в ДОУ определяет цели и задачи, направленность, структуру и содержание индивидуального учебного плана, устанавливает ответственность и регламентирует порядок разработки, утверждения и внесения изменений в индивидуальный учебный план в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение основной общеобразовательной программы МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. 1.4. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного воспитанника МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги или группы воспитанников на основе учебного плана дошкольного образовательного учреждения. 1.5. Цель настоящего Положения об индивидуальном учебном плане ДОУ регламентация процесса формирования и реализации индивидуальных учебных планов для воспитанников МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги. 1.6. Индивидуальный учебный план призван: - обеспечить развитие потенциала воспитанников; - обеспечить освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации; - обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.7. Индивидуальный учебный план реализуется в образовательном учреждении в соответствии с «Положением о порядке реализации права воспитанника на обучение по индивидуальному учебному плану» и реализует право детей на получение образования в объеме, установленном ФГОС дошкольного образования с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СанПиН. II. Цели, задачи индивидуального учебного плана 2.1. Основной целью реализации индивидуального учебного плана является удовлетворение образовательных потребностей и поддержка одаренных воспитанников ДОУ, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посредством выбора оптимального набора учебных предметов, темпов и сроков их освоения. 2.2. Достижение основной цели индивидуального учебного плана в ДОУ при осуществлении основной деятельности обеспечивается через: - установление равного доступа к полноценному дошкольному образованию различным категориям воспитанников в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, учитывая детей с дезадаптацией, неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, для детей, имеющих ограничения по здоровью. 2.3. Основными задачами индивидуального учебного плана являются: - обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием; - эффективная подготовка детей к освоению программ начального общего образования; - поддержка одаренных воспитанников дошкольного образовательного учреждения; - поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья; - обеспечение доступа к дополнительному образованию детей, осуществляемому в соответствии с «Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 2.4. Основными принципами индивидуального учебного плана в ДОУ являются: дифференциация; вариативность; индивидуализация. III. Направленность индивидуальных учебных планов воспитанников 3.1. Цель обучения по индивидуальному учебному плану - создание условий для реализации образовательных программ для детей: 3.1.1. с высокой степенью успешности в освоении образовательных программ; 3.1.2. с наличием признаков одаренности по следующим направлениям: соревнования, конкурсы; художественно-эстетическое; физическое; познавательное; речевое; социально-коммуникативное. 3.1.3. с ограниченными возможностями здоровья и (или) часто болеющих детей; 3.1.4. с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива; 3.1.5. длительно отсутствующих детей в течение учебного года. 3.2. Индивидуальные учебные планы являются приложением к основной образовательной программе дошкольного образования на текущий учебный год. IV. Индивидуальный учебный план 4.1. Индивидуальный учебный план ДОУ является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение Образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, прежде всего, одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). 4.2. Индивидуальные учебные планы разрабатываются для развития ребёнка дошкольного возраста с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей и должны быть направлены на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). 4.3. Индивидуальные учебные планы разрабатываются с участием родителей (законных представителей) воспитанника. 4.4. Формы организации образовательного процесса в рамках реализации Образовательной программы дошкольного образования определяет само дошкольное образовательное учреждение. 4.5. В целях обеспечения индивидуальных потребностей воспитанников индивидуальный учебный план предусматривает время: - на увеличение учебных часов, отводимых на непосредственную образовательную деятельность, в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) не более допустимой учебной нагрузки; - на введение заданий, обеспечивающих различные интересы воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 4.6. При разработке индивидуального учебного плана участники образовательных отношений руководствуются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), основываясь на совокупности образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей: художественно-эстетическое; физическое; познавательное; речевое; социально-коммуникативное. 4.7. Условия реализации индивидуального учебного плана должны строго соответствовать условиям реализации Образовательной программы дошкольного образования, установленному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. V. Структура и содержание индивидуального учебного плана 5.1. Структура индивидуальных учебных планов в ДОУ определяется дошкольной образовательной организацией. 5.2. Содержание индивидуального учебного плана должно: - обеспечивать преемственность содержания основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), образовательной программы дошкольного образовательного учреждения; - соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО); соответствовать требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта (при реализации); - содержанию основной образовательной программы дошкольного образования; - специфике и традициям дошкольного образовательного учреждения; - запросам участников образовательных отношений. 5.3. Содержание индивидуального учебного плана дошкольного образования определяется: 5.3.1. Обязательными занятиями, осуществляемыми в процессе организации различных видов детской деятельности: физическая культура; музыка; познавательная деятельность; речевое развитие, ознакомление с художественной литературой; художественное творчество; социально-коммуникативная деятельность. VI. Порядок разработки индивидуального учебного плана 6.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается и утверждается в МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги после мониторинга воспитанников в начале учебного года. 6.2. Программы по индивидуальному учебному плану составляет педагог или группа педагогических работников МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги. 6.3. Подбор материалов, списки воспитанников ДОУ и обоснования для разрешения работать по индивидуальным учебным планам готовятся педагогическим работником, реализующим основную образовательную программу. 6.4. Данные материалы рассматриваются на Педагогическом совете МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги. Результаты в индивидуальном порядке доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанника. 6.5. Обобщенные результаты поступают к старшему воспитателю, систематизируются, группируются и выносятся на рассмотрение Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения или на заседание ППк учреждения. 6.6. Порядок разработки индивидуального учебного плана ДОУ включает следующее: 6.6.1. Основанием формирования индивидуального учебного плана является решение Педагогического совета, закрепленное приказом заведующего "О формировании индивидуального учебного плана ДОУ на учебный год", издаваемого в сентябре текущего учебного года и (или) заключение заседания ТПМПК. 6.6.2. Организационные процедуры, формирующие индивидуальный учебный план: - анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся по выявлению индивидуальных образовательных запросов; - консультации родителей (законных представителей) воспитанников; - бланк заявления, который при необходимости заполняют родители (законные представители) по итогам обобщения информации; - проект индивидуального учебного плана, который готовит педагог и представляет на обсуждение и утверждение Педагогического совета; - составление расписания с учетом нормативов учебного плана в пределах объемов допустимой учебной нагрузки (СанПин) и ресурсных возможностей МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги. VII. Последовательность действий участников образовательных отношений при формировании индивидуального учебного плана 7.1. Родители (законные представители) воспитанников ДОУ информируются педагогическим работником о возможности обучения ребенка по индивидуальному учебному плану в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением об индивидуальном учебном плане, при желании родителей воспитанника дошкольного учреждения осуществлять обучение по индивидуальному учебному плану. 7.2. При составлении индивидуального учебного плана педагог предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться: - с Образовательной программой дошкольного образования; - с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением учебным планом; - с порядком работы по составлению индивидуального учебного плана в дальнейшем и условиями его реализации. 7.3. Подготовленный индивидуальный учебный план педагогический работник ещё раз обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника дошкольного образовательного учреждения. 7.4. На любом из этапов подготовки индивидуального учебного плана с родителями (законными представителями) воспитанника, с одной стороны, проводятся все необходимые консультации с соответствующими специалистами дошкольного учреждения, с другой стороны. 7.5. Индивидуальный учебный план согласовывается ответственным лицом ДОУ за координацию работы по составлению индивидуальных учебных планов и утверждается заведующим МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги. 7.6. Конкретные сроки составления и утверждения индивидуальных учебных планов устанавливаются распорядительным актом заведующего МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги. 7.7. Выбор занятий, форм работы для включения в индивидуальный учебный план осуществляется с использованием форм поддержки составления и реализации индивидуального учебного плана, определяемых МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги, с учётом личностных особенностей ребенка, а так же с учётом особенностей конкретного индивидуального учебного плана. VIII. Ответственность 8.1. Ответственность за составление индивидуального учебного плана несут участники образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 8.2. В ДОУ распорядительным актом заведующего назначается ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных учебных планов. 8.3. Ответственное лицо за координацию работы по составлению индивидуальных учебных планов в ДОУ обеспечивает: - организацию работы с педагогами по составлению индивидуальных учебных планов в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО); - контроль соответствия индивидуальных учебных планов Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; - взаимодействие с участниками образовательных отношений ДОУ по вопросам составления индивидуальных учебных планов; - организацию методического обеспечения по вопросам составления индивидуальных учебных планов; - анализ работы в ДОУ по вопросам составления индивидуальных учебных планов и представление его результатов органам управления дошкольным образовательным учреждением; - решение иных вопросов, связанных с составлением индивидуальных учебных планов в дошкольном образовательном учреждении. 8.4. Лицо, ответственное за координацию работы по составлению индивидуальных учебных планов в ДОУ в своей деятельности руководствуется: - требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования; - распорядительными актами заведующего дошкольным образовательным учреждением; - Уставом; - СанПин; - настоящим Положением о порядке составления индивидуального учебного плана дошкольного образовательного учреждения. IX. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение об индивидуальном плане является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается приказом заведующего МБДОУ № 41 «Ивушка» г.Калуги. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1 настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.